Ринкевич: Мы заинтересованы в присутствии США (Telegraf)

16.12.2015. 10:50

Америка — залог безопасности Латвии, заявил в интервью Телеграфу новый министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.


Суверенное решение

— Какие будут последствия решения Литвы не спасать банк «Снорас» и, таким образом, не спасать и Latvijas Krājbanka?

— Произошедшее – хороший урок надзирающим структурам. Очевидно, что сотрудничество между странами, обмен информации не были на должном уровне. Эта модель сотрудничества должна быть пересмотрена, и не только на политическом уровне, но и на уровне надзирающих структур и правоохранительных органов. Ведь информация о том, что есть проблемы с качеством инвестиций господина Антонова была.

Мы конечно не рады тому, что случилось, и еще предстоит дискуссия об этом среди руководителей правительств и ответственных министров.

То есть мы Литве никаких неприятностей не доставим?

– Что значит неприятности? Литовская сторона приняла свое суверенное решение.

Но мы ведь в свое время спасли литовский филиал Parex banka...

– Речь шла о том, что если Литва приняла бы в отношении своего банка такое же решение, какое в свое время приняла Латвия, то есть о разделе банка, то Литва должна была бы поступить таким же образом, как мы в 2008 году. Но литовская сторона выбрала другой путь – объявление о неплатежеспособности. В 2008 году мы решили сохранить банк, разделив его затем на хорошую и плохую части.

Вообще, я бы не хотел создавать дополнительную напряженность при том эмоциональном фоне, который образовался вокруг этого дела.

Домашняя работа для РФ

В последнее время часто звучат утверждения, что Латвия все более вовлекается в сферу интересов России. Вы с этим согласны?

– Не согласен. Во-первых, Латвия – независимая страна, член НАТО и ЕС, со своей внешней политикой, политикой безопасности, которую проводит в отношении своих партнеров и союзников.

С Россией мы хотим иметь отношения, основанные на взаимных уважении и выгоде, как на двустороннем уровне, так и как член НАТО и ЕС. У нас сейчас хорошая база. Был перспективный обмен мнениями, начиная с президентов в прошлом году, и заканчивая межправительственной комиссией. В экономическом блоке вопросов тоже есть хорошие наработки. Этот курс надо продолжать.

Конечно разногласия есть, и мы о них говорим – вопросы истории, архитектура региональной безопасности, противоракетная оборона. Но отношения надо основывать на том, что у нас общего, на том, где мы можем сотрудничать.

В свое время много говорилось о визите президента России в Латвию. Он еще в силе?

– Приглашение российскому президенту остается в силе. Но для того, чтобы этот визит состоялся, должны быть соблюдены некоторые условия. Прежде всего, должна быть достаточно хорошая содержательная часть. Кроме того, трудно сказать, может ли этот визит состояться в ближайшее время хотя бы потому, что в Российской Федерации на этой неделе проходят парламентские выборы, а в марте – выборы президента.

В общем, сейчас я бы воздержался называть какие-то даты. Кроме того, российской стороне предстоит еще сделать домашнюю работу, оставшуюся с прошлого года – Госдума РФ должна ратифицировать Договор о предотвращении двойного налогообложения и Договор об облегченном пересечении границ для жителей приграничных районов.

А вы сами не собираетесь ехать в Россию?

– Пока нет. Сейчас мы работаем над изменениями состава межправительственной комиссии, с учетом того, что в Латвии новое правительство. С латвийской стороны комиссию возглавит министр иностранных дел, что подчеркивает то значение, которое мы придаем этим отношениям. В рамках работы межправительственной комиссии не исключено, что такой визит состоится. Но конкретного плана отправиться в Россию у меня сейчас нет.

Качество важнее количества

В Латвии часто можно слышать мнение, что российские инвестиции угрожают безопасности страны. Что вы об этом думаете?

– Не важно из какой страны идут инвестиции, важнее оценить общее качество этих инвестиций. Пример Latvijas Krājbanka об этом и говорит. Я также согласен с премьер-министром, который недавно сказал, что надо смотреть не только на объем вложений, но и на их качество.

Россия, кстати, далеко не самый главный инвестор в Латвии, это миф, ее нет даже в первой тройке.

А как вы относитесь к возможности получения вида на жительства в Латвии в обмен на инвестиции? Эта программа оправдала себя? Ее надо закрыть?

– Эти поправки к закону в силе. Это главное, и пока не было планов их пересматривать. Но сначала надо проанализировать то (скоро ответственные структуры такой анализ сделают), куда были направлены эти инвестиции. Одно дело купить квартиру в Юрмале, другое – вложить средства в производство. Я буду считать эту программой успешной тогда, когда эти инвестиции придут в производство, в реальную экономику.

Принцип мушкетеров

Латвия больше не «особый друг» США, а обычный союзник по НАТО. Соответственно, теперь мы можем позволить себе не участвовать во всех подряд военных операциях и военных авантюрах. И вообще, может нам начать больше ориентироваться на Европу, ведь наши интересы здесь.

– Фундаментом нашей архитектуры безопасности было и будет НАТО. Эта единственна организация в мире, которая обеспечивает реализацию принципа мушкетеров – «один за всех, и все за одного». Будем реалистами, важнейшую роль в этом деле играют США. Мы заинтересованы в присутствии США в Европе и в НАТО.

Что касается Европы, то она сейчас создает свою общую политику безопасности и обороны, и Латвия активный участник этого процесса. Мы были и активным участником военныхопераций ЕС, например, Atalanta, что проводилась у берегов Сомали для борьбы с пиратами.

Ведь иногда и наши граждане оказываются в ситуациях, которые более бы подходили роману XVIII века, а не реалиям XXI века. НАТО и ЕС не противоречат друг другу, они лишь дополняют механизмы безопасности.

Про США. Нравится ли кому-то это или нет, но после вступления в НАТО наши отношения с США – это отношения стратегического партнерства. И с этой точки зрения ничего не изменилось. Где я вижу изъян в этих отношениях, так это в экономике. Надо думать, как активизировать экономическую сторону – и в смысле инвестиций, и в смысле возможностей для наших предпринимателей экспортировать свои товары в США. В марте, когда я был в последний раз в США, интерес наших бизнесменов к определенным нишам был очевиден.

Относительно военных операций. Если мы хотим, чтобы этот зонтик безопасности был достаточно эффективен, участие в международных военных операциях будет необходимо. Но замечу, что мы не участвуем во всех операциях, проводимых НАТО и ЕС. Например, мы не участвовали в ливийской операции, хотя это, конечно, не значит, что мы ее не поддерживали.

Имидж не пострадал

Недавний инцидент в германской прессе не остался незамеченным в Латвии. Газеты Frankfurter Rundschau и Berliner Zeitung назвали в своих статьях партию Visu Latvijai! “неонацистской”. Не страдает имидж Латвии от того, что эта партия вошла в наше правительство?

– Это была одна и та же статья, размещенная в двух газетах, и одна статья не отражает общей тенденции. Я сам был когда-то журналистом и знаю, что одно и тоже событие можно осветить иначе, по-разному расставив акценты. Не стоит делать далеко идущие выводы из этой статьи. Не думаю, что на латвийское правительство смотрят именно так.

Конечно, это политическое объединение очень консервативное и национально-ориентированное, чьи взгляды представителям других идеологий могут не нравиться, но это не мешает работе латвийского правительства и не думаю, что будет мешать в дальнейшем.

Все можно исправить

Нас обидела не только Литва, но и весь Евросоюз, выделив нам в новом бюджете ЕС меньше средств из еврофондов, чем планировалось. Как ваше ведомство будет защищать интересы Латвии?

– Хочу подчеркнуть, что еще ничего не решено, в следующем году будут вестись переговоры.

Сейчас мы активно боремся за то, чтобы наша позиция получила понимание. Когда через год эти переговоры будут идти к завершению, мы определенно придем к решению, которое будет отличаться от того, которое предложила Еврокомиссия, и которое нас совершенно не устраивает. Конечно, у других стран есть свои интересы, поэтому я думаю, что мы окажемся где-то посередине.

Резать больше нечего

Коснется ли вашего ведомства консолидация бюджета? Что будете резать?

– В 2009-2010 году персонал министерства был сокращен примерно на 30%, были уменьшены и зарплаты, поэтому говорить об урезании нельзя. В следующем году будет актуальным сохранение сотрудников и усиление дипломатической службы. Мы планируем открытие дополнительных рабочих мест в консульских службах – там где интересы наших предпринимателей, и где большие потоки туристов, предположительно на восточном направлении. А также там, где проживает много латвийцев – это Ирландия и Великобритания.

Но чисто теоретически, если придется что-то сокращать, я не исключаю возможности закрытия некоторых посольств. Но это абсолютно гипотетическое предположение.

В целях экономии средств предлагалось объединить посольства стран Балтии в каких-либо зарубежных странах. Что вы думаете об этой идее?

– Она уже начинает реализовываться, причем при участии не только стран Балтии, но еще и Северных стран. В августе был заключен соответствующий меморандум.

Насколько оптимально число латвийских посольств? Есть мысль, что такой маленькой стране как наша их так много не надо. Мол, оставим представительства в Брюсселе, Вашингтоне, Москве, и хватит.

— Я бы назвал эту идею дипломатическим экстремизмом. Сеть посольств создана на основе конкретных параметров. Да, мы сейчас анализируем деятельность каждого конкретного посольства. Но пока нет результатов этого анализа, я бы воздержался от оценок – много у нас представительств или мало.


Опубликоавно: ''Telegraf'' 02.12.2011